Уважаемые родители!
Процесс подготовки к ЕГЭ и сам экзамен могут стать еще одним стрессом для ребенка.
Задача родителей – создать все необходимые условия для того, чтобы самому оставаться в ресурсном состоянии и помочь своему ребенку сохранять эмоциональное равновесие в предэкзаменационный период.
Что же делать?
Использовать простые заповеди психогигиены, которые помогут снять нервное напряжение, не прибегая к лекарствам.
Первое правило. Научите ребенка сбрасывать напряжение — мгновенно расслабляться.
Техника «Успокаивающее дыхание».
Вместе с ним устройтесь поудобнее, закройте глаза и просто наблюдайте за своим дыханием.
Не делайте ничего больше, ни в коей степени не желайте влиять на дыхание. Просто концентрируйтесь на его естественном ритме. дыхания. Чем более осознанно вы научите ребёнка наблюдать за своим дыханием, просто позволяя ему свободно протекать, тем более явным будет его замедление, тем больше заполнит его ощущение спокойствия.
Успокаивающее дыхание, при котором выдох почти в два раза длиннее вдоха, полезно использовать для того, чтобы погасить избыточное возбуждение.
При мобилизующем — после вдоха дыхание задерживается. Техника «Скорая психологическая самопомощь».
В случае сильного нервного напряжения перед началом экзамена нужно сделать вдох и затем глубокий выдох, вдвое длиннее вдоха.
Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, активизирует внимание.
Второе правило. Научите ребенка давать отдых нервной системе.
Запомните: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает и рационально питается. Лучший отдых для нервной системы — сон, в том числе и кратковременный дневной (от 5 до 30 минут). В идеале: в конце каждого часа работы нужно отдохнуть 2–5 минут.
Третье правило. Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Сделать это трудно. К.С. Станиславский утверждал, что чувствам нельзя приказать, но чувство можно «выманить». Техника «выманивания» может быть разнообразной. Например, попытайтесь усилием воли переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у вас положительные эмоции.
Четвертое правило. Важным шагом к успеху на экзамене является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо настраивать детей на успех, удачу.
Неэффективно ставить перед ребенком такие цели:«Ты должен получить отличную оценку» или «Ты должен ответить, во что бы то ни стало». Лучше сформулировать цель конкретно: «Ты сможешь справиться с этим заданием».
Простым приемом саморегуляции эмоционального состояния может послужить способ «сосчитать до десяти, прежде чем начать действовать».
Таковы основные заповеди психогигиены. Осознать их — значит, сделать первый шаг на пути управления своей нервной системой.